Арт-терапевтическая техника «Вулкан» + сказкотерапия

Арт-терапия – удивительный инструмент в любом психотерапевтическом направлении. Арт-терапия своей целью считает воздействие на психоэмоциональное состояние человека. Да, воздействие осуществляется через творческую, через изобразительную деятельность. Через художественные образы мы выражаем свои истинные, скрытые от осознания желания и мотивы. Это имеет массу преимуществ, поскольку таким способом мы можем отреагировать негативные эмоции в социально одобряемой форме; ускоряем процесс терапии — ведь изобразить образ проблемы на бумаге гораздо легче, чем объяснить словами; внимательнее относимся к своим переживаниям. Кроме того, любую фрустрирующую ситуацию легко изменить на бумаге.

Арт-терапия дает богатый материал для анализа. Мы можем учитывать и изображенные образы, и цветовую гамму, и положение объектов в целостной картине относительно друг друга, и силу нажатия на карандаш или другой инструмент, и различные свойства штриховки – все это может сказать о человеке очень многое, естественно при грамотном анализе.

Но арт-терапия имеет и минус, а именно – субъективное восприятие, отношение психолога* к продукту творческой деятельности другого человека. Этого, зачастую, бывает сложно избежать, поскольку в каждом человеке заложен тот или иной багаж образов, накопившихся с опытом, которыми психолог может оперировать при интерпретации, однако далеко не всегда наблюдается синхрония между образами клиента и психолога. И истолкование рисунка получится ложным либо искаженным, не соответствующим субъективной реальности клиента.
*Эта проблема решается с ростом профессионализма психолога.

Есть и еще один хороший вариант решения данной проблемы — это использование сказкотерапии.
Прекрасный ориентир в субъективном мире человека, сказкотерапия при интерпретации позволяет учитывать переживания человека, высказанные им самим; его собственные мнения и убеждения. По мнению некоторых специалистов, сказкотерапия значительно уменьшает риск ложного толкования.

В качестве примера приведем арт-технику «Вулкан».
Человеку предлагают нарисовать вулкан, предоставляют различные художественные средства (карандаши, кисти, краски, мелки и прочее). После того, как рисунок будет завершен, человеку предлагают ответить на следующие вопросы:

  • Что это за вулкан?
  • Почему извержение началось именно сейчас?
  • Что происходит?
  • Кто пострадал?
  • Почему им надо быть пострадавшими?
  • Кому удалось спастись?
  • Кто им в этом помог?

Пример работы с девочкой 15 лет, ее ответы:

«Это вулкан Справедливости. Извержение началось именно сейчас, потому что на земле произошло очень много преступлений. Происходит затопление городов лавой. Пострадали те, что совершили зло. Им нужно понести наказание. Никому не удалось спастись, на земле было слишком много зла.»

После ответов ребенку предложили сочинить сказку про этот вулкан, но изменить конец истории так, чтобы пострадавших не было или было очень мало.

Сказка «Вулкан Справедливости»

«Вулкан Справедливости извергается всякий раз, когда на Земле совершено много преступлений. Лава течет по всей планете, в каждой стране, в каждом городе, минуя тех, кто не совершал зла. Лава заползала в дома и квартиры — от нее пострадали все те, кто нес зло: грабил, убивал, насиловал, уничтожал.

Но перед тем, как нанести вред человеку, лава давала шанс каждому подумать о содеянном и предпринять срочные меры по исправлению. Так, в сознание каждого преступника, кто воспользовался шансом, проникала совесть. Именно этим людям удалось спасти свою жизнь. За это спасение они исправили все, что разрушили. И до конца своей жизни эти люди делали добрые дела; сеяли по всей земле только разумное, справедливое и вечное.

Что же было с теми, кто не пустил добро в свое сердце и не раскаялся? Им помогли те, которые успели измениться. Они рассказали, как это здорово: видеть улыбку в ответ на твое доброе дело; выращивать деревья, цветы и видеть маленький росток, тянущийся к лучам солнца. Перед такой волной доброты не смогло устоять никакое зло, и с тех пор в мире воцарились покой и радость».