В воспитании детей мы используем множество методик и приемов. Некоторые из них – даже не подозревая о том, что воздействуем на ребенка. Например, каждый родитель занимается со своим ребенком сказкотерапией. Этот термин не так давно появился, а сам прием вошел в психолого-педагогическую практику. А как же иначе, ведь сказки – это просто волшебная эссенция народной мудрости, передающаяся из поколения в поколение.
Благодаря сказке можно эффективно и максимально ненавязчиво:
• корректировать самооценку ребенка;
• бороться со страхами;
• развивать необходимые ребенку качества (смелость, волю);
• находить выход из сложной ситуации.
Ведь какая реакция следует на нравоучения? Правильно, ребенок отторгает их, и Вас заодно. А благодаря сказке, он сам может проводить параллели между собой и героями историй; представлять себя в тех ситуациях, о которых идет речь и переживать их; находить способ решения разных ситуаций.
Какие сказки подойдут?
В сказкотерапии сказки подразделяются на:
— Психологические, или авторские — то есть принадлежащие перу конкретного автора. Они воздействуют на личностное развитие ребенка.
— Дидактические, то есть поучительные рассказы, по форме напоминающие сказку.
— Психотерапевтические – сказки, в которых затрагиваются вопросы отношения человека к себе и миру в целом.
— Психокоррекционные. Их целью является формирование поведения ребенка на примере сказки.
— Медитативные сказки – те, которые сочиняются «на ходу» и не имеют четкой структуры, но насыщены эмоционально.
К счастью, сейчас существует много пособий не только для педагогов и психологов, но и для родителей. И можно поработать со своим ребенком самостоятельно.
Вы решили заняться сказкотерапией в домашних условиях.
А что конкретно нужно делать?
• Непосредственно чтение сказок. Самое легкое, с чего и стоит начать. Необходимо обратить внимание на полюбившиеся ребенку сказки, потому что, скорее всего, в них – вопросы, на которые малыш ищет ответы. Не стоит переубеждать ребенка в том, что стоит почитать другую сказку, ведь эту вы уже прямо-таки знаете наизусть. Как только вы со своим чадом отыщете ответы, то и актуальность сказки померкнет – придет время переключиться на другую сказку.
• Инсценировка сказки или же ее фрагмента. Эта форма работы помогает усилить эффект от прочитанного. Ведь главное для ребенка – прочувствовать и пережить увиденное или услышанное. К тому же, дети просто обожают перевоплощаться и примерять на себя роли сказочных персонажей.
• Сочинение собственных сказок. Это очень важный момент – если дать ребенку возможность высказаться, можно узнать все, что его тревожит.
Важно! Не стоит придумывать эту сказку вместо ребенка. Здесь вы только помощник. Ваша задача – незаметно для ребенка подтолкнуть его к принятию решения или отправить его в нужном направлении к выходу из сложной ситуации, которая его тревожит.
• Арт-терапия помогает материализовать сказку – например, изобразить ее на бумаге, или построить на песке с помощью игрушечных фигурок. Можно обыгрывать сказку в форме спектакля.
Для детей до трех лет стоит подбирать сказки с максимально простым, подчас повторяющимся сюжетом. После трех лет задача усложняется: ребенок обучается образному мышлению, он способен фантазировать. Поэтому подбирать сказки можно посложнее.
Кроме возрастных рекомендаций учитывается разделение книг по тематике. Например:
• Сказки для детей с пониженной самооценкой («Гадкий утенок», «Сказка о Розе и Ромашке»).
• Сказки, которые помогут привить ребенку любовь к чистоте и гигиене («Федорино горе», «Мойдодыр»).
• Сказки для воспитания щедрости («Морозко», «Золотая антилопа»).
• Сказки, которые помогут воспитать смелость и отвагу (сказка «О трусливом зайце»).
Можно также приобрести или скачать в интернете сказки в аудиоформате – это зависит от того, какой вариант больше понравится вашему ребенку.