Детство само по себе и есть творчество и игра. Именно в игре и творчестве ребенок познает мир и себя, приобретая необходимые жизненные навыки.
Нам надо только ему помочь, но как? Об этом рассказывает мама двоих детей, известная американская блогерша Джин Ван’т Хал в своей книге
«Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье».
Вот что Джин советует сделать для организации увлекательных и полезных занятий.
Внесите в план
Вам хочется заниматься с ребенком, но как на это выкроить время и в без того очень плотном графике вы не знаете.
Попробуйте совместить свои дела с занятиями, пусть малыш рисует или лепит пока вы гладите бельё , просто поставьте себе это в план.
Организуйте творческие зоны по дому, например альбом и карандаши на журнальном столике возле дивана, и ребенок очень быстро их освоит и будет занимать себя сам.
Поставьте перед собой задачу начать, и первое время вам будет хватать 15 минут в день.
Что вам потребуется
Сегодня для творчества есть огромное количество материалов. Все это такое красивое и яркое, что разбегаются глаза. И купить сразу все не хватит никаких денег.
Но сначала понадобится совсем немногое: бумага для рисования, краска (лучше гуашь), безопасный клей, карандаши, ножницы, обычный пластилин, фломастеры, кисточки.
По ходу развития ваших творческих занятий материалы будут прибавляться, и приобретать вы их будете по мере необходимости.
Разговаривайте с малышом о его работе
Во время занятий с ребенком нужно обязательно общаться. Таким образом вы поощряете его энтузиазм и поддерживаете в творческих начинаниях,
а не ищете возможность занять только для того, чтобы оставить его одного.
Можно просто комментировать то, что делает ребенок:
• Какие яркие краски ты выбрал!
• Какой огромный колобок у тебя получился.
• Я вижу и язык помогает тебе рисовать!
Пусть ребенок, поощряемый вашими вопросами, рассказывает вам о том что делает:
• Что сегодня ты лепишь?
• Расскажи о своем рисунке.
• Что это за желтый круг в вверху? А кто это в травке?
Не стоит давать оценки, рекомендации и свои интерпретации:
• Это похоже на слона.
• Вот здесь закрась зеленым поле (вообще не надо критики).
• Сделай мне красивую поделку.
Лучше сказать:
• Ух ты, ты собрал все краски!
• Расскажешь — что нарисовал?
• Здорово сегодня было лепить?
• О, здесь листочки маленькие а тут большие.
• Что будешь делать сегодня?
Ребенку важен процесс творчества. И важно поддерживать сам процесс, а не ориентироваться на результат.
Занимайтесь творчеством ежедневно
Начав заниматься творчеством с ребенком важно не остановиться, важно продолжать. Но где найти вдохновение?
Когда ваш ребенок захвачен творческим процессом — вы видите, что он «парит». Согласитесь, что в такие моменты и вы отрываетесь от земли — и тоже чуть-чуть «летаете».
Так что просто вносите в обыденные дела немного фантазии. Готовьте вместе с малышом на кухне. Пусть он столовым ножом режет огурец и морковь на творческие кругляшки, или лепит сказочные булочки из теста. Пусть придумает свой рецепт для пиццы или фруктового салата.
На прогулке носите в кармане лупу, мелки и фонарик. В парке или лесу рассматривайте рисунки на листьях, жуков и жизнь муравейников. Рисуйте на бордюрах, деревьях, тротуарах. Собирайте шишки, листочки, камушки, букеты. Все это можно потом использовать в творческих занятиях.
Имейте в запасе подготовленные занятия
Повторение — мать учения, так что одно и то же занятие можно предлагать ребенку много раз.
Поэтому подготовьте набор упражнений, который можно быстро предложить ребенку.
Кроме рисования и лепки, это может быть и мозаика из подручных средств (макароны, пуговицы, бисер), и поделки из бумаги (можно вырезать или складывать). Здесь многое зависит от того что вы придумаете, и от интереса ребенка.
Важно, чтобы творчество, войдя в жизнь ребенка осталось с ним — ведь именно творчество дает человеку крылья.
И в ваших силах сделать это!