Сказкотерапия не только широко используется при лечении страхов, агрессии и других психологических проблем у детей. Она также является одной из современных методик воспитания. Посредством сказки решается ряд проблем, связанных с нежелательными качествами ребенка: лень, отсутствие желания учиться и другое.
Если вы решили попробовать методику сказкотерапии, необходимо разобраться, какие именно сказки применяют в этой методике.
Не существует взрослого или ребенка, который хоть раз в жизни не слышал народной сказки. Такие хорошо знакомые сказки, как «Волк и коза», «Царевна – лягушка», «Журавль и лисица», «Каша из топора» и многие другие, прекрасно подойдут вам для этой цели в работе с самыми маленькими.
Для детей ясельного возраста также подойдут и художественные авторские сказки. Выбор и здесь разнообразен. Такие сказки богаты всевозможными образами, что помогает ребенку открыть свои внутренние чувства.
Сказки медитативные. Этот вид сказок очень эффективен в борьбе с различными фобиями и стрессами. Такие сказки не несут воспитательных моментов и обучающих элементов, они призваны заложить в ребенке правильные понятия о взаимодействии с окружающим миром.
Дидактический вид сказок в большей степени подходит детям школьного возраста. Их цель — воспитать правильное восприятие необходимости учебы, помощи, труда.
Сказки для коррекции поведения лучше всего подходят для подростков. Они помогают корректировать поведение, и решать вопросы, которые волнуют детей подросткового возраста.
Психотерапевтические сказки используют в работе с детьми, имеющими некоторые психосоматические проблемы. Они также прекрасно помогают в решении личностных проблем.
Стоит отметить, что противопоказания для применения сказкотерапии отсутствуют. Однако, существует возрастной барьер — наиболее подходящим возрастом является дошкольный, с трех лет.
Если вы хотите помочь своему ребенку, то полезно будет подойти индивидуально — то есть придумать сказку самим. Ведь кто как не вы, хорошо знаете своего ребенка — его проблемы, страхи и т.д.
Простой алгоритм сочинения сказки:
- Знакомство с главным героем. Кто он? Откуда появился? И т.д. (В далеком царстве жил принц…)
- Характеристика героя (Он был смелый, отважный…)
- Какое-то происходящее действие (Но однажды приключилось горе…)
- Появление антигероя, который олицетворяет проблему ребенка (Злой колдун погрузил во мрак…)
- Герой победил злодея (И волшебным факелом он победил чары колдуна…)
Можно в сказку ввести второстепенных героев с положительными качествами, которые будут помогать главному герою.
Не стоит забывать, что сказка для девочки будет немного отличаться — например, момент борьбы можно заменять действием, связанным с волшебством и т.д.
В сочинении сказки нет нечего сложного. Главное — определить, в какой именно помощи нуждается ребенок. И тогда это творческое занятие придется по душе, доставит радость всем участникам — и рассказчику, и слушателю/слушателям.