Потенциал песочной терапии, сберегающий здоровье

В условиях нестабильной социально-экономической и экологической ситуации, а также информационного перенасыщения при интенсификации учебного процесса, в данное время актуализируются вопросы сохранения здоровья молодежи и взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса.

Реалии о состоянии здоровья школьников достаточно неутешительны: растет количество заболеваний эндокринной, сердечно-сосудистой систем, органов пищеварения, дыхания, нервно-психических расстройств. Первоочередной задачей в решении указанной проблемы является внедрение образовательных здоровьесберегающих технологий в реалии педагогического процесса. Создание учебной среды, направленного на оздоровление учащихся, предусматривает использование эстетотерапевтических средств, благоприятных для всестороннего развития школьников, укрепления и сохранения их здоровья. Одним из таких эффективных и нетрадиционных для общеобразовательного учреждения средств воздействия на личность младших школьников является песочная терапия.

Разнообразные игры в песочнице – одна из форм естественной деятельности детей. Строя свой собственный мир в песке, ребенок как бы выступает Волшебником, который взаимодействует с окружающими силами. В картинах из песка имеется важный эстетотерапевтический ресурс – возможность позитивного изменения взаимоотношений, формы, событий. Когда игровые действия происходит в плоскости сказочного мира, ребенок всегда имеет возможность креативно решить ту, или иную ситуацию. Таким образом, применяя свой песочный опыт в жизни, младший школьник приобретает бесценный опыт символического решения многих жизненных проблем.

В контексте этой проблемы, уместно указать на способность песка «поглощать» негативную энергию. Поэтому можно говорить о комплексном оздоровительно-терапевтическом эффекте использования дидактических игр в песке в работе с младшими школьниками.

Следует отметить также целесообразность использования песочной игротерпии при работе с шестилетними первоклассниками. Ведь в период адаптации к учебному процессу происходит сложный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту, что приводит постепенное изменение ведущих видов деятельности – игровой на учебную.

Для младших школьников песочная терапия становится способом реализации собственных потребностей в игре, творческого развития и активизации собственного «Я», снижении эмоционального напряжения, особенно в адаптационный период, гармонизации общего состояния.

При использовании песочной игротерапии в учебно-воспитательном процессе начальной школы учащиеся получают огромное удовольствие от процесса обучения, что является одним из главных условий создания психологически комфортной среды между участниками образовательного процесса.

Значение игр в песочнице для всестороннего гармоничного развития ребенка школьного возраста усиливается тактильными свойствами песка. В песочной среде созданы оптимальные условия для тренировки мелкой моторики рук. Как следствие – развиваются речь и умственные способности учащихся; также развивается координация движений.

Таким образом, песочная игротерапия – один из методов эстетотерапевтического воздействия, который позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, решить психологические проблемы, развить осознание ребенком своих желаний и возможностей. Поэтому целенаправленное и систематическое использование данного метода в образовательном процессе начальной школы является эффективным средством оздоровления подрастающего поколения, сохранения и укрепления как физического, так и психического здоровья.