Сказкотерапия для необщительного ребенка

Сказкотерапия – одно из самых распространенных направлений психотерапии в современном обществе. Ни для кого не секрет, что главным фольклорным элементом испокон веков является сказка. В ее основе лежит мудрость и жизненный опыт наших предков. Сказка обогащает наш внутренний мир и учит многим вещам: различать добро и зло, понимать и с уважением принимать нравственные принципы и моральные ценности. Сказка знакомит нас с различными моделями поведения в самых разнообразных ситуациях, сказка учит нас сопереживать и сострадать героям, уже не говоря о том, что развивает наше воображение, абстрактное мышление и расширяет словарный запас.

Именно поэтому родители читают детям сказки, а дети с обожанием их слушают. Сказка – один из способов познания окружающего мира, а когда ты ребенок – это твоя основная деятельность.

В каждой семье складываются те или иные отношения, возникают различные сложности, в том числе и в воспитании ребенка. Чуткий и внимательный родитель обязательно заметит, какое отклонение в поведении ребенка возникло, или какая особенность личности ребенка формируется в настоящий момент. Сказка — удивительный помощник в коррекции нежелательного поведения или помощи в формировании какого-либо аспекта личности ребенка.

Некоторые родители сталкиваются с тем, что ребенок очень много всего изучает, постоянно чем-то занят, что-то рассматривает, вырезает, рисует. При этом не выходит гулять и сопротивляется, если ему предложить выйти на прогулку. Ребенку сложно общаться со сверстниками; в детском саду он чаще сидит в уголочке, сам с собой. И хотя дети все разные, и, вполне возможно, для кого-то это совершенно нормально, но иногда речь идет о проблеме замкнутости ребенка, его нежелании вообще идти на контакт. В этом случае родители могут почитать ребенку терапевтическую сказку, где главный герой, обладающий замкнутым характером, по ходу сценария постепенно переосмыслит свое поведение, посмотрит на него со стороны и поймет — как иначе можно вести себя и какие положительные последствия повлечет такое поведение. Очень важно, что прослушивая или читая сказку, ребенок идентифицирует главного героя с самим собой — это и позволяет добиться изменений.

Сказка про ёжика Фёдора

Жил-был ежонок Фёдор. Он был еще совсем ребёнком, но в душе ощущал себя взрослым, серьёзным ежом. Он был совсем крохотным — не больше кулака человека; у него были маленькие лапки и очаровательные круглые глазки-бусины. Но самое главное – не по годам длинные иголки.

Жил Фёдор в удивительном лесу. Лес был наполнен самыми разнообразными растениями, от травы и полевых цветов до могучих сосен и гибких берез. В лесу росло много грибов и ягод.
Это был дом не только нашего Фёдора. Это был огромный дом для тысячи различных жителей. В лесу жили и пчелы, и кузнечики, и ласточки, и зяблики, и зайцы, и лисицы, и медведи. Только наш Фёдор не ладил с ними, практически ни с кем не общался и даже не имел лучшего друга.

Ежонок был очень любознательным по своей натуре и любил много гулять по лесу, исследовать мир. Он обожал экспериментировать с самыми разными предметами: шишками, ветками, ягодами, грибами и многим другим. Изо дня в день ежонка беспокоило множество вопросов, на которые он старательно пытался найти ответы. Он всегда гулял один и никого не подпускал к своим исследованиям. И хотя ему казалось, что все у него все и так хорошо — все-таки где-то в глубине души он понимал, что ему очень не хватает друзей.

Однажды, после тёплого утреннего дождя, выглянуло солнце и Фёдор, как это обычно бывает, пошёл на прогулку. Пройдя мимо грибной полянки он резко остановился и устремил свой взгляд на большую блестящую каплю росы. Замерев, он долго стоял и рассматривал ее, совсем позабыв про время.

В это время лесные жители направлялись за запасами на зиму, чтобы в холодное время года прокормить свои семьи. Так случилось, что они проходили мимо того места, где остановился Фёдор.

Ежонок был настолько мал, что заяц, один из лесных жителей, случайно наступил на Фёдора и очень больно укололся. Заяц так громко закричал, что испугал весь лес.

Заяц: Фёдор, ты опять расселся на дороге! Разве не видишь, что мы идем за запасами на зиму?
Фёдор: Но я исследовал эту удивительную каплю росы! Посмотри какая она красивая, неужели ты даже этого не заметил? Я размышлял почему она блестит, и я вижу в ней свое отражение.
Заяц: Эх ты, Федя!
Заяц махнул лапой, мол «о чем с тобой разговаривать».

Все жители пошли свой дорогой, а ёж остался один. Сел он и заплакал. Хоть он и не был общительным, но вовсе не хотел ни с кем ссориться.

В это время с ветки спустилась самая старшая и самая мудрая жительница леса – сова Лариса. Фёдор знал, что к ней за советом ходит каждый лесной житель, все ее уважают. Но сам он еще ни разу не подходил к сове.

Сова оказалась свидетелем этой ситуации. Она решила задать ёжику такие вопросы, чтобы он задумался и сам нашел выход из этой ситуации — ведь сова была очень мудра.
Она подошла к Фёдору и сказала: Малыш, ты видел как заяц расстроился? Наверное, он не захочет разговаривать с тобой. А ведь он мог бы стать твоим приятелем. Подумай, как бы ты мог исправить ситуацию? Чем бы ты мог быть полезен зайчику и другим жителям леса?

Фёдор долго сидел и думал над словами Ларисы. И, наконец, решил!
Он побежал через весь лес, чтобы догнать лесных жителей. По пути он собрал столько запасов, что хватит на зиму — ведь его иголки были очень длинными.
Смотрите, — закричал Фёдор, — я вам принёс запасы! Хочу помочь вам! Простите, что обидел вас!

Хотя лесные жители были очень удивлены, они обрадовались и поблагодарили Фёдора.

С тех пор каждый обитатель леса был рад поделиться и обсудить с Фёдором своими наблюдениями о самом интересном и удивительном, а также исследовать мир вместе с ним. И Фёдор, наконец, стал счастлив — ведь у него появились друзья!