Сказкотерапия. Как избавиться от психологических проблем с помощью лечения сказкой

Обычные сказки, к которым мы привыкли с детства, оказывается не только помогают малышам познавать окружающий мир, но и могут побороться с болезнями. Большей частью это касается психологических проблем. А ещё сказки помогают при стрессах, которые сегодня уже стали частью нашей жизни. Сказкотерапия, или другими словами — лечение сказкой, приобретает всё большее распространение в детских больницах. Чтобы поддержать «боевой» дух ребенка и уберечь его от стресса, больным детям читают сказки. Преимущественно же сказкотерапию практикуют психологи.

Обычная сказка может стать лечебной тогда, когда ребенок или взрослый человек ассоциирует себя с главным героем и видит в сказке решение собственных проблем, с которыми он сталкивается в реальной жизни. Пример главного героя помогает решать собственные трудности. Например, лечебной можно считать сказку о крошечке Еноте, в которой мама советует сыну использовать против «страшного» зверя улыбку, вместо палки. Палкой енотик уже воспользовался и только ещё больше напугался.

А какие именно детские недуги лечат сказки? По большей части это проблемы, связанные с чувствами, эмоциями, чертами характера: разнообразные страхи, неуверенность, гиперактивность, неумение дружить, замкнутость. Помогают они также в лечении заикания.

Во многих традиционных сказках есть советы, относительно решения той или иной ситуации. К примеру, как не бояться нового, а научиться исследовать его. Как справиться со страхами, как стать смелее и т.д. Но лучше всего для лечения использовать авторские сказки. Как правило, они для того и придуманы, чтобы преодолеть трудности, которые возникли в реальной жизни ребёнка, а то и самого автора. В книжных магазинах сейчас большой выбор, не говоря уже об интернете.

Еще интересней получается, когда мама или папа сами придумывают сказочные поучительные истории для своих детей. Однако, следует помнить, что повествование окажется полезным лишь тогда, когда родители не будут иметь из этого прямой выгоды. Не надо говорить ребенку, что «ты должен делать так, а за это будешь иметь то и то», так как это самое настоящее манипулирование. Часто родители объясняют ребенку, что если ты нас не будешь слушать, то тебя постигнут разные несчастья. Но при таком подходе ребенок теряет спонтанность, перестает творить и ислледовать мир (так как знает, что ему надо только быть вежливым и послушным и всё сложится хорошо). Это не значит, что не нужно учить ребенка вежливости. Это только означает, что не стоит внушать ребенку, что его успех и счастье в жизни зависит исключительно от его послушания.

В каких случаях подбирать сказки должен специалист?

Если ребенок имеет незначительные трудности, то родители могут сами помочь ему. Но если, например, он боится всего (темноты, собак, нового, ограниченного пространства и т.п.), с этим взрослым уже тяжело справиться. И тогда проблемой уже должен заниматься психолог, чтобы понять причины этих страхов. Да и для каждого конкретного случая специалист подберет то, что будет целесообразней. Одна и та же сказка для разных детей может иметь разный эффект — то, что подойдет одним деткам не будет тажке полезно и другим.

Сказки с разнообразными страшными эпизодами предназначены для старшего школьного возраста. Часто родители не смотрят для какого возраста рекомендованы сказки, или такие рекомендации не помещены в книжку. Так, для малышей есть сказки о животных. В них животные имеют человеческие качества, и они попадают в такие истории, которые учат, что такое хитрость, как не быть одураченным, как не быть хвастуном. Родителям также следует учитывать, что сказки лишь тогда будут поучительными, если ребенку интересно; если он слушает их с увлечением и нет давления, навязывания, морализаторства со стороны взрослых.

Вариант сказкотерапии для взрослых часто называют лечением метафорой.

Пример:«Часто Снеговик, что жил во дворе, подходил к окну и подолгу засматривался в комнату, где горел камин. Его почему-то постоянно тянуло к огню. Собака, с которой дружил Снеговик, испытывала удивление от этого: ведь созданный из снега должен любить лёд, холод и мороз. А огонь его просто уничтожит. Когда пришла весна и Снеговик растаял, выяснилось, что его основой была кочерга».

Вот так и многим людям приходится объединять в себе несовместимые части, скажем, потребность в свободе и желание продолжения рода; желание сохранить достоинство и инстинкт самосохранения. Это потребности и желания, которые противоречат друг другу. Они тянут в «разные стороны» и человек страдает от постоянных внутренних конфликтов. Одной из задач терапии, и, в данном случае, сказкотерапии, является помочь человеку осознать эти противоречия и найти подходящее для себя решение.