Терапия как развивающая игра

Чаще всего термин «терапия» рассматривается как медицинское понятие: химио- и физио- терапии, лекарственная терапия, симптоматическая терапия и т. д. Но в тоже время терапия часто выступает в роли термина психологической направленности : песочная терапия, арт-терапия, музыкальная терапия, трудовая терапия, канистерапия. В данной статье эти виды терапии будут рассмотрены как игровое занятие с детьми.

Песочная терапия очень популярна среди психологов и психотерапевтов. За кажущейся простотой проведения терапии скрывается сложная обработка и интерпретация полученных данных. Для организации песочной терапии потребуется большой и довольно глубокий поднос, песок, вода и огромное количество различных игрушек, формочек, лопаточек и т. д. Чем больше выбора игрушек будет, тем проще будет прийти к результатам. По сути, ребенок играет в мини-песочнице. Психолог часто выступает в роли наблюдателя, иногда вопросами или просьбами направляющего игру в определенное русло. От того, изменилось ли настроение у ребенка в течение занятия, какими игрушками он играл, каков был сюжет и герои игры и т. д. зависит результат оценки психолога. Конечно, песочная терапия носит не только диагностический характер. Её используют и как корректирующую, профилактическую и развивающую методику. Помимо того, что песочная терапия полезна для психологического комфорта ребенка, этот вид занятия развивает воображение и мелкую моторику.

Арт-терапию часто необоснованно сравнивают с обычным рисованием. Теоретически, проведение терапии довольно простое: главное организовать процесс рисования. Но для психолога важны такие факты, как: чем рисуют, как рисуют, размеры рисунков, цветовая гамма и т. д. Часто необходимо подвести ребенка к тому, чтобы он нарисовал что-то конкретное, и здесь полезно умение превратить процесс рисования в игру. Арт-терапия развивает воображение, творческие навыки и мелкую моторику.

Следующая терапия — музыкальная. Ученые давно доказали, что музыка имеет определенное влияние на человека. Благодаря сложному процессу воздействия на головной мозг, музыка способна как улучшить настроение и в целом психо-эмоциональное состояние человека, так и ухудшить их. Поэтому при проведении музыкальной терапии необходимо знать о проблемах ребенка. Трудностью для проведения этого вида терапии с детьми является нежелание детей слушать музыку. Особенно, если это классические произведения. Проведение музыкальной терапии в игровой форме является выходом из сложных ситуаций.

Трудовая терапия имеет широкую область применения. Она успешно применяется и в медицине, психиатрии, психотерапии; а также успешно проводится среди инвалидов как элементы реабилитации и адаптации. Для детского возраста трудотерапия часто сводится к созиданию чего-то нового, но с одним обязательным условием: начатое должно быть завершено до конца. Задача трудотерапевтов — увлечь детей так, чтобы им хотелось достичь результатов. Этот вид терапии полезен по многим причинам. Некоторые из них: развитие мелкой и крупной моторики рук, развитие творчества, воспитание усидчивости и трудолюбия.

И, наконец, канис-терапия. Пожалуй, самая интересная терапия из всех здесь рассмотренных, так как предполагает под собой игру с собаками. Этот вид терапии очень полезен для инвалидов: как взрослых, так и детей. Собаки выдрессированы таким образом, что никогда и ни при каких условиях не проявят агрессии. Ребенок может обнимать собак, дергать за конечности, прижиматься- без страха (прежде всего без страха родителей о том, что ребенка могут укусить). Простая на первый взгляд игра с собаками помогает решить многие проблемы: улучшить настроение, снять напряжение, снизить болезненные ощущения.

Большой плюс перечисленных видов терапии в том, что к ним нет серьезных противопоказаний (разве что — аллергия на собак, или аллергия на песок).

Конечно, существует ещё множество терапий. Каждая из них может оказаться полезной.

Для получения качественного и результативного эффекта от любой терапии необходимо обратиться к специалистам.