В дошкольном возрасте игра – главный вид деятельности ребенка. Она характеризует развитие его личности. Для нормального развития ребенку необходимо играть большую часть его свободного времени.
Часто, в силу возрастных особенностей, малыш не может объяснить то, что его волнует. Взрослый, наблюдая за его игрой, может делать заключения о настроении, состоянии, увлечении сына или дочери.
С помощью игр можно выявить способности ребенка. В игре хорошо видно, как ребенок общается.
Большую часть информации о развитии ребенка взрослым дают самостоятельные игры детей.
Игра – зеркало реального мира
Наблюдая за игрой ребенка, видна карикатурная четкость окружающего его мира.
Играя с куклой, девочка сердито отчитывает ее: «Вот негодница! Все платье запачкала! И молоко пролила! Смотри у меня!». Наблюдатель игровой ситуации стал свидетелем отношений мать/дочь.
Если родители посмотрят, как их ребенок играет в «Семью» или «Дочки-матери», они могут узнать себя. Папа увидит себя в медвежонке, который сидит на диванчике перед игрушечным телевизором, мама – в кукле, готовящей обед.
Наблюдая за игрой в «Детский сад», можно отметить климат в нем, стиль воспитания педагога, общение детей друг с другом.
Ребенок, как зеркало, копирует действительность, но переносит ее в игровой, а не реальный мир.
Сделать из страшного нестрашное
Увидев проблему ребенка, можно проработать ее в новой игровой ситуации.
Боится зубного врача? Поиграть в стоматолога, полечить зубки крокодилу. Пусть крокодил «боится», а дочка объяснит, что это не так страшно.
Не хочет идти в школу? Поиграть в школу много раз.
Считает, что под кроватью живет страшный монстр? Дайте монстру имя, оставьте ему под кроватью печенье, почитайте монстру сказку на ночь.
Герои из мультфильмов – это фантазия
Увидев, что ребенок воспроизводит героев из мультфильмов, взрослый должен объяснить нереальность персонажа. Возможно, это несколько снизит фантазию малыша, зато обезопасит жизнь и избавит от разочарований. Ребенок абстрагируется от знания того, что человек-паук нарисованный. Не зная этого, он может попробовать слететь вниз с пятого этажа, как этот герой.
В детстве игру не может заменить другая деятельность. Играя, дети перерабатывают информацию, которую получают при взаимодействии с миром. Задача взрослых – беречь мир игры, так нужный ребенку.